Социальные сети давно и прочно вошли в нашу жизнь, поэтому разнообразием применения этого инструмента в различных сферах деятельности никого не удивишь. Одни компании закрывают сотрудникам доступ к сетям в рабочее время из опасения потери времени и снижения продуктивности. Руководство других, наоборот, использует этот канал для продвижения и продаж собственных товаров и услуг, налаживания деловых связей или как рекламу для своей компании.
Для работников кадровых служб социальные сети могут стать существенным подспорьем как в поиске и подборе персонала, так и в возможности проверить информацию о сотрудниках и соискателях. С помощью подобных инструментов, можно «дотянутся» до тех специалистов, которые не ищут работу активно, но могут рассмотреть предложение с большим уровнем дохода или перспективами карьерного роста; расширить размещение объявления о вакансии в тематических группах, «поделиться» им через списки друзей или подписчиков.
Джоб-сайты
Специализированные сайты для поиска работы — job.ru, HeadHunter (hh.ru), rabota.ru. superjob.ru, zarplata.ru, careerist.ru, trudvsem.ru и т.д. – предоставляют возможности для быстрого обмена информацией о вакансиях. После регистрации от лица компании можно разместит объявления, получать и обрабатывать отклики, просматривать опубликованные резюме. Некоторые порталы требуют взноса за регистрацию, плату за доступ к контактам соискателей и другие платные услуги. Некоторые работные сайты ориентированы на определенный профессиональный круг или на проектную занятость (habrahabr.ru, free-lance.ru и пр.).
Профессиональные соцмедиа
Стоит упомянуть порталы E-xecutive и Professional.ru, Moikrug.ru, которые создавались для поиска деловых контактов, ведения деловых обсуждений, поиска новых сотрудников или работ. Основной акцент в профилях пользователей сделан на профессиональных качествах, есть опции, позволяющие проверить получить отзывы и рекомендации. С уходом в 2016 году LinkedIn эти порталы получили дополнительный простор и стимул для развития, однако не стали полноценной заменой флагманской международной социальной медиасети для профессионалов.
Пользовательские соцсети
Большинство отечественных HR-менеджеров, по данным опросов, отдают предпочтение Facebook, Вконтакте и Одноклассниками. Потенциальных кандидатов в этих сетях представлено гораздо больше, чем на работных сайтах. Разумеется, чем сложнее вакансия, тем больше подготовительной работы потребует поиск. Анализ рынка, информации о ключевых компаниях требуемого направления поможет понять, кого именно и где следует искать. Вакансии можно разместить в личном аккаунте, тематической группе или связаться с потенциальным кандидатом напрямую. Грамотно составленный запрос может принести отклик самого специалиста или рекомендации по направлению поиска.
Анализ собственной страницы соискателя поможет составить определенное мнение о возможном соискателе как человека и специалисте:
- насколько активен пользователь, как часто обновляется информация на страниц, в какое время и как надолго появляется в сети,
- каковы контакты, связи и круг общения пользователя, какие темы интересуют потенциального кандидата, в каких сообществах состоит, каковы его интересы, хобби и предпочтения,
- какими приложениями пользуется, с каких событиях участвует и т.д.
Не секрет, что сеть может «поведать» о человеке гораздо больше, чем присланное резюме собеседование, потому что многие пользователи не задумываются о безопасности личной информации.
Для привлечения определенного рода специалистов (ИТ, маркетологи, копирайтеры и пр.) или при поиске сотрудников для проектной работы, временного персонала можно использовать так называемые биржи исполнителей. На подобных порталах можно разместить задание, выбрать исполнителя или найти и привлечь необходимого специалиста на постоянной основе. Блоги на livejournal.com, blog.ru, liveinternet.ru и микроблоги на twitter и chikchirik тоже могут принести определенную пользу.
Реально ли найти в соцсетях руководителя и редкого специалиста?
Соцмедиа открывают возможности поиска специалиста любого уровня. Что касается менеджеров уровня ТОП, без дополнительной подготовки здесь не обойтись. Необходимо изучить сам рынок, проанализировать структуру крупнейших игроков, понять имена тех, кого необходимо найти, потому что далеко не каждый специалист укажет свое место работы. Проведя массивную аналитическую работу, рекрутер пишет сообщение кандидату, которым ему необходимо его. Может показаться на первый взгляд, что специалисты в социальных сетях отвечают редко, но на практике это вовсе не так.